Назад > Ok, Google

История и влияние цвета: Красный, Синий, Чёрный, Белый и Фиолетовый

80% информации человек получает через зрительный канал. Цвет сопровождает нас с рождения и, если повезет, остается с нами до глубокой старости. Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо от того, отдаем мы себе в этом отчет или нет. Мы выбрали пять своих любимых цветов и выяснили, как менялась их символика и восприятие людьми на протяжении тысячелетий.

Влияние цвета на психику

Примечательна история, которую приводит Йоханесс Иттен в своей книге про цвет. Один деловой человек организовал торжественный ужин. Входящих в дом гостей встречали доносившиеся из кухни удивительные запахи, и все приглаженные предвкушали ожидавшее их пиршество. Когда веселая компания разместилась вокруг стола, покрытого великолепно приготовленными яствами, хозяин осветил столовую красным светом. Мясо на тарелках окрасилось нежным розовым цветом, и казалось, аппетитным и свежим, но шпинат стал совершенно черным, а картофель ярко-красным. Не успели гости опомниться от удивления, как красный цвет перешел в синий, — жаркое принято гнилостный оттенок, а картофель словно заплесневел. Все приглаженные сразу потеряли всякий аппетит. Но когда в дополнение ко всему этому хозяин включил желтый цвет, превратив красное вино в постное масло, а гостей в живые трупы, несколько чувствительных дам встали и быстро покинули помещение. Никому и в голову не приходило думать о еде, хотя все присутствующие прекрасно знали, что все странные ощущения были изменением цвета освежения.

Мы думаем, что в мире всё цветное и очень удивляемся, когда в школе на уроках физики впервые слышим, что на самом деле предметы окружающей действительности сами по себе цвета не имеют.

Все могут назвать основные семь цветов — они же цвета рудуги. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Однако как пишет Джозеф Альберс во «Взаимодействие цвета» базовые цвета различаются в зависимости от социального контекста их использования.

В то время как для колориста (художника, дизайнера) первичные цвета — это, как мы все знаем, синий, красный и желтый, у физика будут свои три цвета (и желтый не один из них), а психолог насчитает четыре первичных цвета (четвертый из них — зеленый), а так же два нейтральных цвета — черный и белый.

 

Красный – энергичный и будоражащий

История

В течении долгих тысячелетий красный воспринимался на Западе как единственно настоящий цвет. С точки зрения хронологии и иерархии он сильно опередил другие цвета. Самой ранней цветовой гаммой, которую открыл для себя человек, стала гамма красного: на ее основе он выработал свою первую палитру, создавая различные тона и оттенки .

В Западной Европе вплоть до господства Римской империи выкрасить кусок ткани, чаще всего, означило поменять его изначальный цвет на один из оттенков красного. В некоторых языках одно и то же слово, в зависимости от контекста, может означать и «красный» и просто «цветной»: например, coloratus в классической латыни или сolorado в современном испанском. В русском языке прилагательные «красный» и «красивый» образованы от одного корня.

Значение

Одна из основных функций красного цвета в наше время — это предупреждать, предписывать, запрещать, осуждать и наказывать. Это применимо к самым разным областям и обстоятельствам нашей жизни — от исправления ошибок красной ручкой учителя до дорожных знаков. Красный издавна ассоциировался с цветом правосудия — мантии судей красного цвета.

В большинстве западноевропейских языков существуют выражения и устойчивые сочетания, в которых идея предостережения или запрета передается словом «красный», например «красный уровень опасности», «перейти красную линию» и так далее.

Вместе с этим красный цвет был и остается цветом благородства и величия. Он — полон жизни, энергичный и даже агрессивный. Считается, что красное вино бодрит больше, чем белое, красное мясо питательнее, красные автомобили — вспомним «феррари» и «мазерати» — быстрее остальных.

Blue — интровертный и успокаивающий

История

Несмотря на то, что синий цвет широко представлен в природе, крайне затруднительно найти определение этого цвета во многих древних языках. Это обстоятельство даже заставило ученых XIX века сомневаться в том, что древние различали синий цвет.

В Средневековье существовало две основные шкалы изменения цвета — шкала насыщенности и шкала яркости. Вполне вероятно, что они возникли из двойного противопоставления: черного и белого (из-за разного отношения к свету, к его силе и чистоте), и белого и красного (из-за разного отношения к красителю, к его наличию или отсутствию).

В этой системе с тремя полюсами и двумя шкалами не было места синему цвету до середины XIII века, когда на смену этой троичной схеме пришли новые цветовые комбинации.

С XIII века синий стал оспаривать у красного цвета роль аристократического, королевского цвета. Во времена Реформации синий стал цветом достоинства и высокой нравственности. Можно сказать, что вплоть до наших дней синий постепенно завоевывал новые сферы жизни, вытесняя из них красный.

В ХХ веке синий был назван самым распространенным цветом одежды на Западе. Кроме прочего, он утверждился так же в качестве самого любимого цвета.

Согласно исследованиям YouGov синему цвету отдают своё предпочтение как в Европе, так и в Азии, за исключением Японии.

Там 30% населения называют белый цвет в качестве любимого. За ним следуют черный (25%) и красный (20%). Такая ситуация создает большие сложности для многонациональных корпораций японского происхождения. Например, в маркетинговой стратегии и рекламе им приходится разрабатывать две различные стратегий: одна из них будет нацелена на местного потребителя, другая – на западного.

 

Влияние

Одна из основных характеристик синего в западной цветовой символике — спокойный, миролюбивый, ненавязчивый, почти нейтральный. В голубой красят стены больниц; транквилизаторы и другие препараты аналогичного действия имеют синюю упаковку.

К синему прибегают в политике, чтобы выразить идеи умеренности и диалога. Синий не оскорбляет ничьих чувств, не преступает никаких запретов; он способствует согласию и объединению. Почти все крупные международные организации выбрали себе эмблемы голубого или синего цвета: ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Европейский союз. Синий стал интернациональным цветом, его призвание – укреплять мир и сотрудничество между народами.

В сегодняшней культура синий транслирует доверие и надежность и добавляет к лояльности клиентов. Поэтому этот цвет предпочитают многие банки — US Bank, Bank of America, Deutsche Bank и т.д.
Синий часто ассоциируется с инновациями и крупными корпорациями — Microsoft, Expedia, Boeing, Intel, Facebook, Twitter.

Чёрний – стильный и загадочный

История

В христианской теологии белый и черный составляют пару противоположностей и оппозицию Добра и Зла. Это опирается на Книгу Бытия (свет/тьма), а также на ассоциации, связанные с природой (например, день – ночь). В массовой культуре черный до сих используется как составляющий компонент образа негативных персонажей (Образы Малифисьенты и Круэллы ле Виль из Диснея, Дарт Вейдер в Звездных войнах, черный Человек-паук Марвел).

Христианство не знает негативного восприятия белого, но черный в некоторых случаях может восприниматься положительно и быть выражением некой добродетели. Давний и доживший до наших дней пример – монашеское одеяние: с конца каролингской эпохи черный цвет становится общим для облачений всех монахов-бенедиктинцев.

Противопоставление черный-белый не единственно допустимое. На заре существования шахмат в Индии, а затем в арабо-мусульманском мире черные сражались против красных (такими шахматами пользуются в землях ислама до сих пор), поскольку в Азии с незапамятных времен именно эти два цвета составляли устойчивую оппозицию. Но эта оппозиция, столь важная для Востока, полностью утратила смысл, когда шахматы оказались на Западе. В западноевропейской культуре черный и красный не воспринимались как антагонисты. Чтобы создать оппозицию, доступную западному пониманию, пришлось заменить цвет фигур одной из сторон. Два или три столетия на шахматных досках Европы красные будут сражаться против белых, и клетки будут выкрашены в соответствующие цвета. Затем, с середины XIII века, все опять начинает меняться: сначала фигуры, а потом и клетки на доске становятся такими, какими мы воспринимаем их сейчас, – черными и белыми.

После введения в 14 века в Европе закона против роскоши, согласно которому цвет представлялся ничем иным как прикрасой, фальшью и иллюзией, чёрный получает новый виток развития. Городское население делает его модным. Богатые купцы, ещё не успевшие подняться на вершину социальной лестницы, не имеют права носить одежду из роскошных красных (как, например, алое венецианское сукно) или ярко-синих (как флорентийское «павлинье» сукно) тканей. В знак молчаливого протеста, они заводят привычку одеваться в черное.

Влияние

Даже сегодня черный останется фетишем высокой моды. На любом светском мероприятии поражает вездесущие черного в нарядах.

Черный цвет очень распространен и в творческих кругах, как символ вдохновения и передовой мысли. Так же он любим среди людей, связанных с деньгами и властью, так как транслирует ощущение влиятельности и могущества.

Белый — чистый и невинный

История

Самый первый цвет, который стали использовать люди. Рисунки на стенах пещер были сделаны белым мелом. Важный цвет для христианства.

Значение

Белый цвет в зависимости от подтона может казаться холодным. Поэтому он ассоциируется с чистотой и даже стерильностью(cleanliness). Предметы, которым надлежит быть чистыми, классически исполняются в белом цвете — туалеты, операционные, больницы, халаты врачей.

В переносном значении белый так же означает невинность (purity). Во многих культурах свадебные платья белого цвета — как олицетворение непорочности невесты.

Белый цвет — часто используется как синоним нового начала. В русском есть выражение «Начать с чистого (в значении белого) листа».

Издавна белый цвет считается цветом траура (mourning). В Древнем Египте в белый саван заворачивали усопших. Белый так же был цветом траура во Франции до 16го столетия, а во многих азиатских странах и по сей день.

В маркетинге и брендинге белый цвет используется, чтобы передать чувство защищенности, свежести и чистоты, а так же, чтобы создать контраст. Логотипы Hewlett-Packard (HP), Lego, Volkswagen, Starbucks, Levi’s, and Ford — белого цвета.

В опросах общественного мнения касательно любимого цвета, белый почти всегда пасёт задних. Однако, это не касается вопросов интерьера. Белый — любимый цвет в дизайне офисов и квартир, а так же самый продаваемый цвет футболок в мире. Тоже касается и автомобилей.

Фиолетовый — таинственный и величественный

История

Фиолетовый долгое время использовался в одежде древних европейцев как заменитель черного в дни скорби и покаяния. В то время фиолетовый цвет получали путем погружения ткани сначала в чан с синей краской, а затем в чан с черной. Но с начала XV века традиционный фиолетовый уже почти не встречается. На смену ему приходит новый фиолетовый. Самые чистые и яркие краски вырабатываются из нового сырья, привозимого с Цейлона, Явы и из тропических районов Индии. Новый фиолетовый напоминает античный пурпур; по-видимому, он не вызывают негативных ассоциаций, характерных для символики фиолетового: печаль, затворничество, дурное предзнаменование и даже измена (как считается, фиолетовую одежду носил Ганелон, предатель из «Песни о Роланде»). Эти новые фиолетовые и малиновые тона останутся в моде при княжеских и королевских дворах до середины XVII века.

Влияние

Фиолетовый — один из трёх дополнительных цветов. Он сочетает в себе теплоту красного цвета и спокойствие синего. Влияние фиолетового цвета на психику определяет его подтон. Считается, что строго фиолетовый цвет несёт в себе мрак, смерть и одновременно благочестие, сине-фиолетовый вызывает чувство одиночества и самоотрешённости, красно-фиолетовый ассоциируется с небесной любовью и духовным величием.

В качестве антипода жёлтого цвета — цвета познания — фиолетовый является цветом бессознательного и таинственного, то угрожающего, то ободряющего, но всегда впечатляющего. В зависимости от соседних контрастирующих тонов он нередко может вызвать даже гнетущее настроение.

В массовой культуре этот цвет носят маги и волшебники, например, доктор Стрендж, Урсула из Русалочки, Чеширский кот, фея из Спящей красавицы.

Выводы — один и тот же цвет в разных обстоятельствах имеет разные коннотации.

Несмотря на существующие общепринятые ассоциации с цветами, восприятие их сугубо индивидуальное и зависит от культурной, возрастной, гендерной и социальной дифференциации.

По словам Йоханесса Иттена:

 

«Глубокая синева моря и далеких гор очаровывает нас, тот же самый цвет во внутренних помещениях кажется нам жутким и безжизненным. Синие отражения на коже делают ее бледной, почти мертвенной. Синее, залитое солнечным светом небо, оказывает на нас оживляющее, как бы активизирующее действие, в то время как синий цвет освещенного луной неба вызывает пассивность, пробуждая в нашем сердце непостижимую тоску».

Работая со своим брендом, очень важное уделить должное внимание цветовым решениям. А ещё лучше доверить заботу о цвете профессионалам.

Dariia Ponomarenko

Nextpage
Tweet Поделиться 10
Назад к статьям

Читайте Также

Есть проект?